По ее словам, 20 мая, у здания Комитета женщин Узбекистана в Ташкенте милиция задержала несколько жительниц столицы и других городов, собравшихся здесь в попытке решить важные для них проблемы:
Гульбахор Каримбекова из Ташкента добивается законного пересмотра дела своего мужа Санджара Исламова.
Другая жительница столицы, Гульбахор Ташматова, потратила личные деньги - 68.000.000 сумов ($8000) на восстановление общеобразовательной школы. Откуда ее позже торжественно выкинули, чтобы не компенсировать средства, по статье «Хищение».
Мухаббат Акбарова из Янгиюля заняла деньги (18.000 долларов) прокурору города Ахангарана Шавкату Рахматуллаеву, который теперь не желает отдавать долг. Из прокуратуры, правда, его уволили, но на этом и дело с концом.
Хайринисо Эргашева из Джизака обивает пороги правоприменительных органов, чтобы наказать убийц своего 19-летнего сына, с которыми часто сталкивается на улице. По факту убийства даже не было возбуждено уголовное дело – дескать, парень утонул по неосторожности (видимо, собственноручно нанеся себе гематомы, синяки и кровоподтеки).
А Малика Хаитова, проживающая в Ташкенте, пришла, чтобы пожаловаться на мужа, который оставил ее на старости лет без квартиры, машины и прочего нажитого совместно имущества.
В момент развернувшегося 20 мая конфликта все они приехали в Комитет женщин, но их там не ждали – «главная женщина» республики Танзиля Норбаева в последнее время прекратила вести прием по четвергам, и заявительницам теперь просто некуда обратиться – отовсюду их гоняют, в связи с чем они стали настаивать на приеме.
Расставленные вдоль «президентской трассы» (дороге, по которой передвигается кортеж президента Шавката Мирзиёева – ред.) сотрудники нацгвардии стали в грубой форме требовать от собравшихся, стоявших у здания Комитета женщин, «отойти вглубь метров на десять», чтобы президент их не заметил. Однако, видя, что никто не собирается уходить, офицеры подогнали автобус и, применив силу, стали заталкивать всех в автобус. «В итоге у некоторых женщин были разбиты в кровь колени, почти у всех синяки и ушибы», - сообщает Довлатова.
По ее словам, задержанных привезли в УВД Мирзо-Улугбекского района, не зарегистрировав их на КПП, а сразу завели в кабинет № 217, к следователю Заирову. На требование женщин выдать им направление на судмедэкспертизу не последовало никакой реакции.
Вскоре состоялось срочное заседание суда, на которое не допустили никого из прибывших гражданских активистов – Шухрата Рустамова, Нигору Кадырову, Сонию Асимову, Татьяну Довлатову и других.
Суд признал задержанных «дебоширок» виновными в том, что они избили стражей порядка и даже порвали одному штаны. Малика Хаитова и Гульбахор Ташматова получили по 3 суток ареста, остальные – по 10. Наказания удалось избежать только Хайриниссо Эргашевой – по состоянию здоровья ее отпустили домой.
Замначальника следственного отдела Даниёр Абдужабаров попытался оправдать действия своих подчиненных: мол, «женщины нарушали общественный порядок и должны за это ответить». Правозащитники категорически отвергли эту версию, возразив, что задержание женщин - угроза и запугивание, чтобы они впредь «не качали права».
«Особенно шокирует один факт: когда многострадальную Хайринисо Эргашеву с высоким давлением подруги по несчастью повезли на «скорой» в «Старый ТашМИ» (ныне - часть Ташкентской медицинской академии - ред.), медики отказали потерпевшей даже в фиксации побоев, несмотря на очевидность ссадин и кровоподтеков на руках и ногах», - заключает Татьяна Довлатова.